artemidio (artemidio) wrote,
artemidio
artemidio

О способах умножения ангелов

Для того, чтобы обозреть интересующий нас вопрос, возьмем следующую цитату из Фомы Аквинского (Часть первая перевод А. В. Апполонова "Об ангелах" вопрос 50 раздел 4 "Различны ли ангелы по виду" стр. 636), где Фома рассматривает видовые отличия ангелов.

"Итак, на первое надлежит ответить, что видообразующее отличие благороднее рода так, как определенное благороднее неопределенного и собственное благороднее общего, но не так, как одна природа благороднее другой. В противном случае надлежало бы, чтобы все неразумные живые существа принадлежали к одному виду, или же чтобы в них была иная, более благородная форма, нежели чувственная душа. Итак, неразумные живые существа различны по виду сообразно определенным различным уровням чувственной природы. И равным образом, все ангелы отличаются по виду сообразно различным уровням разумной природы.
На второе надлежит ответить, что "больше" и "меньше" — сообразно тому, что они причинно обусловливаются усилением или ослаблением одной формы, — не различаются по виду. Но сообразно тому, что они причинно обусловливаются формами различных уровней, они различаются по виду. Так, можно сказать, что огонь более
совершенен, нежели воздух. И таким вот образом ангелы различаются сообразно "больше" и "меньше".
На третье надлежит сказать, что благо вида превышает благо индивида. Поэтому более благим является умножение видов ангелов, нежели умножение индивидов в одном виде".

Внимательному читателю остается недоумевать и долго гадать, что Фома хотел сказать в этой предложенной мыслительной схеме.
Фома отмечает, что "видообразующее отличие благороднее рода..." и далее "благо вида превышает благо индивида ...", при этом достаточно бегло поясняет свою, несколько неожиданно остро сформулированную мысль. Здесь же в общих чертах объясняет, что понимается под различием между видами, так по отношению к видам ангелов дается сравнение более совершенного огня и менее совершенного воздуха, как более совершенного вида ангелов с другим менее совершенным видом; далее ничего не говорится о том, что понимается под благом вида и как отличается благо вида от блага индивида, вместе с тем ничего не раскрывается о способе умножения ангелов внутри вида, либо вида внутри рода.
Подобно тому, отсутствуют пояснения того, почему "видообразующее отличие благороднее рода так, как определенное благороднее неопределенного и собственное благороднее общего..." , при этом в сравнении вида и индивида дается противоположное утверждение, в котором "...благо вида превышает благо индивида...", т.е. по этой мысли все наоборот, здесь благо более определенного индивида меньше блага более общего вида.

Так ли важна была эта схема для самого автора, либо это мысль относится к какой - либо версии или варианту толкования о видовом умножении и различении ангелов. Не будем исключать того, что Фома, возможно, в каких -либо своих многочисленных сочинениях что - то мог прояснить по данному вопросу, но отметим лишь то, что конкретно в предложенных главах об ангелах, как и в следующей книге, нет подробных разъяснений касательно этой конкретно взятой схемы, тогда как автор, некоторым образом, все же рассматривает несколько подобных вопросов, например, таких как "О про-изведении ангелов в природное бытие" ( стр 729), и ниже "Восприняли ли ангелы благодать и славу сообразно количественным характеристикам своих природных способностей" (стр 745).
Не исключено и вполне возможно, что Фома не считает законченными предложенные размышления,тем самым дает возможность самостоятельно разобраться в этих схемах , т.к. вопросы эти не могут не заинтересовать устремленного к Богу человека .
Но, поскольку мы проявляющие интерес к теологии христиане, не хотим оставлять данное, несколько бегло и достаточно остро высказанное мнение автора, но желаем более менее развернуто разобраться в этом вопросе, то попробуем сделать попытку рассмотрения интересующей нас темы.

Отметим также, что по данному вопросу мы не будем искать цитат каких - либо отцов церквей востока или запада, но попробуем кратко изложить суть проблемы.

Итак, имеет ли место быть умножение ангелов ?
Ответ : поскольку ангелов великое множество, а не один не два и не три, то умножение ангелов имеет место быть.


Но каким способом происходит умножение ангелов внутри вида, либо умножение вида внутри рода, и какое отличие между этими двумя способами умножения ?
Вместе с тем нас интересует разъяснения того, почему "видообразующее отличие благороднее рода" ?
Не меньший интерес вызывает вопрос о том , чем благо вида больше блага индивида и почему же "более благим является умножение видов ангелов, нежели умножение индивидов в одном виде" ?

Здесь уместно сказать, что по этим вопросам ничего конкретного и подробного в священном Писании не найти; исследование же священного Предания с учетом сборника Ареопагитик не входит в нашу задачу, т.к мнения отцов церкви относительно ангельской иерархии слишком разнообразны для того, чтобы сводить отцов к единому мнению.

Подобным образом, не будем рассматривать библейский момент сотворения, о котором можно найти различные мнения отцов церкви ,но сразу начнем с того факта, что Бог сотворил неопределенное, весьма большое число ангелов. Но почему сотворил Бог неопределенное количество ангелов, так и может ли это число ангелов постоянно меняться ... как выясняется, конкретно об этом нам ничего неизвестно.

И даже образец мышления, который указывает на треть отпадших ангелов ангельской иерархии, и что это количество отпадших ангелов должно быть заполнено святыми из числа людей, ничего нам не объясняет и основательно не доказывает конкретно того, почему число ангелов и святых людей должно быть четко изначально определенным и почему это число никак и никем не должно быть изменено.

Мы будем придерживаться совершенно другой точки зрения , согласно которой число ангелов изменяемо , так и число святых людей может быть свободно и легко изменяемо, более того, оно постоянно меняется и, возможно, будет меняться после всеобщего воскресения.

Попробуем ответить на вопрос - что мешает Богу сотворить нового ангела ? Ничего Богу не может помешать и воспрепятствовать сотворению нового ангела. Если даже принять направление мысли о сотворении совершенного, исполненного благодати мира, то все равно, при таком определении тварного мира невозможно отрицать становление совершенного к большему совершенству, в чем и заключена основная заданность сотворенного Богом миропорядка.


Выше было сказано, что нам почти ничего неизвестно о способах умножения ангелов, но можно ли отрицать саму возможность этого умножения, если умножение имеет место быть как среди ангелов, так и среди человеков.
Попробуем сравнить умножение ангелов с умножением человеков и показать отличия. Как мы это сделаем, если об умножении ангелов почти ничего неизвестно, кроме того, что они непосредственно сотворены Богом ?
Из библии известно, что человек изначально сотворен Богом так, что часть человека взята опосредованно от уже сотворенной Богом земли, другое , именуемое живой душой сотворено непосредственно Богом. Вместе с тем известно , что кроме тела Адама ,тело человека, опосредованно сотворено от тел других опосредованно сотворенных тел мужчины и женщины, души которых сотворены непосредственно Богом.
Целокупность сотворения опосредованного и непосредственного именуется собственно рождением нового человека, который есть сочетание живого от родителей взятого тела с живой Богом сотворенной душой.
Что же может быть общего между сотворением ангелов и сотворением человеков ? Только непосредственное сотворение души, т.к. опосредованно сотворенное грубое материальное тело у ангелов отсутствует.

Итак, что может быть сравнимо между ангелами и человеками, если у ангелов отсутствует опосредованно сотворенное грубое материальное тело? Только святая человеческая душа, следовательно, умножение душ человеческих сравнимо с умножением ангелов.
От отцов нам известно, что высокие мыслительные, творческие, созерцательные способности души человеческой, направленные на развитие и обоживание, сравнимы с мыслительными, созерцательными способностями ангелов.
И так надлежит сказать, что у святых людей созерцательные способности души во многом сравнимы и в некоторой степени идентичны с созерцательными способностями ангелов.

Допустим, конкретно взятый человеческий индивид имеет способность и возможность созидать в душе своей какую - либо высокую мыслительную силу, духовную сферу чистоты, яркое блистание Бога, тонкое высокое чувство красоты Богом сотворенных природ.
Известно, что человек, так же как и ангел имеет способность передавать созидаемые внутри себя качества через опытное многообразное научение , поскольку возможности чувствительные, мислительные , либо созерцательные изначально потенциально заданы в каждом индивиде ангела или человека. Таким образом, созидаемое внутри одного идивида качество может передаваться и распространяться другим разумным индивидам , видовым сообществам, родам.
Так видно, что внутри одного двух и более индивидов, либо видовых сообществ, или даже родов, может созидаться какое - либо целостное , направленное на богопознание и приближение к Богу качество , идея, способность...
Такая способность, идея, качество могут быть созидаемы, хранимы и передаваемы как нечто основополагающее для развития человеков и ангелов, так и нечто постепенно раскрывающее внутренние и внешние качества, направленные на созидание основополагающих качеств внутри индивида, видового сообщества, рода.

Невозможно отрицать, что эти качества могут передаваться как от индивида к индивиду , видовому сообществу, роду, так и наоборот, от рода через видовое сообщество к индивиду, таким образом, целостное качество индивида, видового сообщества, рода взаимодополняемо качествами других родов, видов, индивидов, из чего следует возможность сообщения и приобщения новых основополагающих и других посредствующих, привнесенных или внешних качеств, которые необходимы для целостного развития ангелов и человеков.

Здесь видно, что род, вид, индивид может созидать качество, которое либо отсутствует , либо не является основополагающим качеством для другого рода вида индивида, при этом, данное качество может быть тайным, либо явным открыто умножаемым и передаваемым другим востребующим данное качество ангелам и человекам.

Так, род может созидать, хранить и развивать качества принадлежащие только данному роду, другие же качества созидаются другими родами, индивид же или видовое сообщество, приобщаясь к этим качествам становится родственным данному роду по причине общих родовых качеств, и нигде в других родах конкретный индивид или видовое сообщество целостных качеств в совершенстве родового богоподобия созидать не может, как бы он этого не хотел и как бы он к этому не стремился, поскольку у индивида гораздо меньше сил, возможностей и способностей, чем у видового сообщества или рода, но для некоторых индивидов есть исключения.

Итак, умножение ангелов происходит через духовное ангельское устремленное к Богу созидание целостных качеств , согласно которым из ничего непосредственно Богом сотворяется ангельский индивид, так ангел становится состоящем в роде ангельских чинов согласно сотворенным качествам данного индивида.

Отсюда видно, что в роде индивид может найти целостные, направленные к Богу качества, которые индивид не может найти у другого более целостного индивида, либо все же находит какие - либо индивидуальные качества и заимствует их у другого, но для проявления большего, более сильного духовного совершенства этих качеств все равно не достаточно.

Таким образом, как и говорилось выше, благо вида превышает благо индивида, но подобным образом умножение блага рода превосходит умножение блага вида,поскольку в роде раскрывается значительно большая возможность духовного совершенства , чем внутри целостно взятого вида.

Если сравнить со схемой Фомы Аквинского, где говорится о том, что "видообразующее отличие благороднее рода так, как определенное благороднее неопределенного и собственное благороднее общего" и далее "благо вида превышает благо индивида", то можно увидеть разное понимание относительно видообразующих отличий перед родом. У Фомы наоборот, видообразующее отличие превосходит благо рода.


Теперь относительно качеств ангельского индивида скажем , что они могут развиваться согласно тем качествам рода, в которых ангел изначально сотворен, либо могут быть изменяемы и дополняемы согласно родовым и видовым качествам других родов, видовых сообществ и индивидов.

Из предложенных выше мыслительных схем можно увидеть, что одно какое - либо качество или несколько основополагающих, устремленных, либо способствующих устремлению к Богу существенных, либо внешних качеств, могут быть идентичными согласно роду или виду, и в этом смысле эти качества общие, в чем и есть отличительная особенность рода, видовой общины и индивида, принадлежащего этому роду.

Дух Святой освящает эти качества, умножает и раскрывает новые горизонты богопознания в человеках и ангелах. В ангеле и человеке качества направлены и всячески способствуют приобщению благодати Духа.

Сравнимо с человеками у ангелов умножение рода происходит непосредственным сотворением Богом какого - либо числа ангелов составляющих род, либо переходом ангелов из другого видового сообщества к новому сотворяемому Богом виду.

Основополагающее доминантное качество есть общая идея рода.
Дух Святой снисходит и освящает устремленный к Богу целостно взятый род , а не только индивид.

В индивиде Духом Святым возрождаются обновляются и целостно умножаются качества рода, с большей силой раскрываются духовные способности индивида , через что, с большей силой осуществляется приобщение и глубокое взаимообогащение благодати.

Индивид, развиваясь вне устремленного к Богу рода, не имеет возможности достижения высоких состояний богопознания по причине отсутствия умножения духовных способностей внутри рода даже при обладании выдающегося духовного таланта и при значительных волевых прилагаемых усилиях.

Соответственно приобщение Св. Христовых Тайн многократно усиливается умножением духовных качеств рода , так, богоподобные качества рода способствуют многократному умножению духовных качеств индивида, развивающегося внутри устремленного к Богу рода.
Через мистическое приобщение Телу и Крови Христа, индивидуальные целостные качества многократно усиливаются родовыми целостными качествами, следовательно христиане , развивающиеся внутри богоподобного рода имеют большее преимущество перед христианами, развивающимися индивидуально по причине того, что приобщение к божественному телу и крови Христа новотворит, обновляет, освящает и таинственно умножает духовные качества индивида умножением целостных качеств рода.

Таким образом, приобщение Христу многократно усиливается волевым многообразным созиданием целостных качеств внутри индивида, так и внутри рода, но много ярче раскрывается индивид внутри устремленного к Богу рода.

При этом, если род не созидает целостных качеств, либо в силу препятствующих достижению высокой цели причин, либо в силу собственного отсутствия желания , либо от неумения и незнания возможностей такового созидания, тем не менее, созидает другие ненаправленные к Богу качества, то данный род, как и индивид внутри рода, не раскрывает высоких степеней богопознания, при этом, сила приобщения Христу значительно меньшая, поверхностная и близка к отпадению, такова причина серого необъяснимого уныния современных христиан.

Опыт деятельного приобщения Св. Христовых Тайн многократно сильнее приобщения Св. Христовых Тайн в суете мирского благополучия, одно , когда человек поспешно зашел в храм, причастился и ушел, другое, когда через волевые многообразные творческие усилия человек раскрыл в себе духовные качества , направленные на глубокое Приобщение Св. Христовых Тайн, так, через творческую созидательную деятельность в христианине раскрывается возможность глубокого Приобщения.
Разница между первым и вторым Приобщением огромная! Всем нам необходимо стремиться к деятельному, раскрывающему высокие духовные горизонты целостному Приобщению .
И, напротив, творческое бессилие и выгорание души приносит христианам слишком долгое становление в поверхностном популярном благочестии современных христианских церковных сообществ.

Христос всегда будет тот же, но сила и глубина Приобщения Христу может быть разная по причине различаемых духовных способностей, развивающихся внутри рода индивидов.


Святая Евхаристия, таким образом, есть мистическое и логическое завершение опытного, направленного на созидание целостных качеств, творческого, в высоте своей устремленного к богоподобию дела.
Tags: Добродетель, Евхаристия, Фома Аквинский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments