artemidio (artemidio) wrote,
artemidio
artemidio

Чего нет у Фомы Аквинского 2.

Вопрос 12. Каким образом Бог познается нами. Стр. 115 -145. Фома в предлагаемой главе о Боговидении говорит о том , что тварное для того, чтобы увидеть нетварное должно воспринять более тонкую благодатную тварность.
«Итак, надлежит сказать: чтобы видеть сущность Бога, требуется некое подобие со стороны способности созерцания, а именно свет славы, приспособляющий разум к тому, чтобы созерцать Бога; об этом свете говорится в псалме (Пс 35, 10): В свете Твоем мы видим свет. Но божественную сущность невозможно созерцать через некое тварное подобие, которое репрезентировало бы саму божественную сущность так, как она есть в себе.
Итак, на первое надлежит ответить, что эти слова Писания говорят о подобии, которое имеет место через приобщение свету славы» . С. 120
Далее Фома, по аналогии с умопостигаемыми формами, которые соединяясь с разумом тем самым переводят разум в актуальное состояние, говорит, что : «…божественная сущность со-единяется с тварным разумом как актуально мыслимое, делая его актуальным через самое себя» . С. 120

Два направления мысли.

1.Такое мнение ничем не отрицает того, что тварное в человеке может видеть нетварное в Боге. Согласно этой схеме Бог сотворил в разумной душе человека некую тонкую способность извне воспринимать еще более тонкое тварное, каковым является сотворенный свет славы. Следовательно, внутри природы человека есть потенциальная способность воспринимать извне тварную актуальную силу боговидения, таким образом, потенциальное боговидение в человеке актуализируется извне тварностью, которая способствует актуальному боговидению, т.е. созерцанию нетварного, и это, как сказано выше, никак не отрицает мысли о том, что тварное может видеть неварное.

Итак, в человеке изначально сотворены потенциальные способности актуального боговидения нетварного Бога.

2. Другое направление мысли этой схемы допускает существование тварного не в природе человеков, ни в природе ангелов так, что богоподобие ангелов, как и богоподобие человеков, не могут воспринять в себя реальное непосредственное боговидение, таким образом, сотворенный свет славы существует отдельно от тварности человеков и более совершенной и приближенной к Богу тварности ангелов и этот свет созерцаем как некая отделенная световая субстанция тварного света славы нетварной невидимой сущности Бога.

Итак, в человеке сотворены потенциальные способности актуального созерцания сотворенного света славы нетварной невидимой сущности Бога.
Tags: Фома Аквинский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments