artemidio (artemidio) wrote,
artemidio
artemidio

Чего нет у Фомы Аквинского 3

Вопрос 12. Каким образом Бог познается нами. Стр. 115 -145.
В главах о боговидении у Фомы отсутствуют мистические интуиции свойственные подвижникам аскетам.
Размышления можно было бы продолжить в следующем мистическом русле. Тварный человеческий разум не может понять и познать всего сотворенного Богом, в том числе человеческую природу и сам человеческий разум как отдельного индивида, так и взятое все в целокупности. Следовательно, человеческий разум не может познать себя так, как он есть в бытии по причине того, что разум есть творение ограниченное, как своими собственными свойствами, так и промыслительным желанием Бога, согласно которому Создатель мог вложить в свое творение нечто непознаваемое тварное потаенно присутствующее в человеческой природе. Отсюда затруднительно мыслить невозможность тварного видеть нетварное в опыте видения человеком Бога, еще более затруднительно мыслить невозможность видения менее совершенным человеком более совершенной природы Ангелов.

Итак, человеческий разум в силу своей ограниченности доподлинно не может определить того, какие качества сотворил Бог в существе разумного человека, значит допустимо мыслить так, что менее совершенная природа человека имеет способность воспринимать и видеть более совершенную природу Ангелов, так и более совершенное нетварное в Боге.
Тварное Бог мог сотворить с тайными потенциальными и актуальными способностями видеть нетварное, либо эти способности Создатель мог прибавить по мере духовного возрастания человеческого индивида.


Так незнание человека меняется на знание, неведение на ведение и мрак на боговидение.
Tags: Фома Аквинский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments