artemidio (artemidio) wrote,
artemidio
artemidio

Различения внутри Троицы у Фомы Аквинского в сравнении с Иоанном Дунсом Скотом

Фома об отношениях внутри Троицы стр 375 - 376

Отцовство и Сыновство тождественны сущности, тем не менее, Отец самым реальным образом отличен от Сына. Лица отличаются реально, но с сущностью они тождественны и отличаются только логически, отношения отличаются от сущности тоже только логически, но между отношениями есть реальное различие.
Для вещей использовался термин "природа" (физис, лат. naturae), а не "сущность" (essentia) от более общего "esse" бытие. стр. 381 - 382.

Известно, что Иоанн Дунс Скот понимал рациональное различие , при котором различиение возможно только в человеческом разуме; формальное различие в разуме, которому соответствует нечто реальное в Боге; реальное различие разумом реального различения в Боге.

Итак, у Дунса Скота божественное Лицо отличается от божественной сущности формально, но Лица между собой отличаются реально. В противоположность Ф. А. между сущностью и её свойствами, между свойствами и способностями формальное различие, согласно которому до всякого рационального познания есть в Боге различение "между разумом и волей, между справедливостью и милосердием...",тогда, как реально сущность, свойства, способности совпадают. Так Фома, наоборот, признавал , что между сущностью и свойствами, свойствами и способностями различие только в разуме.
http://www.pravenc.ru/text/471161.html


Мистический разум.

Мистическая интуиция о Боге соответсвует реальности в Троице, которую открывает человеку Бог и через разумное мышление человеческий индивид воспроизводит интуитивное как рациональное, поскольку в человеке рациональная доминанта мышления преобладает над мистической.
Так, мистическое кристаллизуется и оформляется как рациональное.
При этом, мистическая интуиция может не найти в Боге соответствующей реальности, тогда интуитивное кристаллизуется и оформляется как интуиция предполагаемой реальности, которая может быть реальной, но может так и остаться интуитивным предполагаемым мнением, которому реальность в Боге соответствует, либо никак не соответствует, но чисто рационально такое мнение имеет место быть.

Соответственно, Мистик скажет, что в Боге есть такие различения - единения, но рационально они вовсе не оформляются, либо оформляются как не имеющие строгих рациональных форм, либо как мышление имеющее потенцию раскрыть и оформить какое- либо предполагаемое рациональное мнение о Боге.




Так, в Троице есть реальное единосущие, при реальном различении Лиц, между которыми реальные отношения, остальное может быть раскрыто Богом реально через мистический разум и оформлено рационально , либо остаться неоформленной мистической тайной.
Tags: Иоанн Дунс Скот, Фома Аквинский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments