Plumbum

О способах умножения ангелов

Для того, чтобы обозреть интересующий нас вопрос, возьмем следующую цитату из Фомы Аквинского (Часть первая перевод А. В. Апполонова "Об ангелах" вопрос 50 раздел 4 "Различны ли ангелы по виду" стр. 636), где Фома рассматривает видовые отличия ангелов.

"Итак, на первое надлежит ответить, что видообразующее отличие благороднее рода так, как определенное благороднее неопределенного и собственное благороднее общего, но не так, как одна природа благороднее другой. В противном случае надлежало бы, чтобы все неразумные живые существа принадлежали к одному виду, или же чтобы в них была иная, более благородная форма, нежели чувственная душа. Итак, неразумные живые существа различны по виду сообразно определенным различным уровням чувственной природы. И равным образом, все ангелы отличаются по виду сообразно различным уровням разумной природы.
На второе надлежит ответить, что "больше" и "меньше" — сообразно тому, что они причинно обусловливаются усилением или ослаблением одной формы, — не различаются по виду. Но сообразно тому, что они причинно обусловливаются формами различных уровней, они различаются по виду. Так, можно сказать, что огонь более
совершенен, нежели воздух. И таким вот образом ангелы различаются сообразно "больше" и "меньше".
На третье надлежит сказать, что благо вида превышает благо индивида. Поэтому более благим является умножение видов ангелов, нежели умножение индивидов в одном виде".

Внимательному читателю остается недоумевать и долго гадать, что Фома хотел сказать в этой предложенной мыслительной схеме.
Collapse )
Plumbum

Деревянные игрушки от Доброго папы

Художники Андрей и Алексей Игнатовы http://boriskovo.wixsite.com/doobriypapa/contact

"Мы братья, близнецы.

Деревянные игрушки, дают нам большую возможность реализовать наши творческие идеи и объединяют нас как художников.
Приятно, немного вернутся в детство.
Всё, что вы видите на этом сайте, мы придумываем и делаем сами.


Часть наших игрушек придумано Алексеем, он художник, занимается анимацией. Воспитывая дочку с сыном, любит поиграть в игрушки и сам, поэтому не ограничивает свою фантазию.


Андрей, занимается резьбой по дереву, поэтому он не только придумывает, но и создает все эти поделки.


У нас много идей и задумок, мы с радостью будем делиться ими".
Plumbum

Мышление, чувство, воля ангела.

Является ли мышление ангела его субстанцией Кн. 1 стр. 661 Фома: " Отвечаю: надлежит сказать, что невозможно, чтобы действие ангела или какого - либо другого творения было его субстанцией". Далее (с. 664 - 665), согласно Фоме "... не следует, что в ангеле бытие и мышление тождественны. " , в сравнение с человеком "... из всех способностей души им могут подобать только разум и воля..." .

Надлежит сказать, что в ангеле мышление явл. субстанцией, так различаются субстанциональное мышление,чувство, сила, воля... но реально ангел есть целостный неделимый индивид. Чувство у ангела утонченное, имеющее мистическую интуицию воспринимать и глубоко чувствовать тонкие природы.

Collapse )
Plumbum

Фома Аквинский об изменении природы ангелов

Согласно Фоме низшие ангелы не могут переходить на более высокий природный уровень высших ангелов и не могут переходить на другой уровень приобщения благодати, люди же могут переходить на другой уровень благодати но не природы. Кн 2 Стр 532 - 533.



Невозможно отрицать переход на другой уровень природы и благодати для ангела , так как все они стремятся к совершенному БогуCollapse )
Plumbum

Фома об изменениях в ангелах

Дополнение об изменении в ангелах книга 1 стр 635 641

Ангелы отличаются друг от друга как менее совершенный воздух от более совершенного огня и как один более совершенный разум человека от другого менее совершенного разума с 636. В ангеле есть "большее количество" но не как "количество качества", а как "количество силы" .

Фома здесь говорит о различиях в ангелах но не соотносит это с изменением в ангелах, Collapse )
Plumbum

Различения внутри Троицы у Фомы Аквинского в сравнении с Иоанном Дунсом Скотом

Фома об отношениях внутри Троицы стр 375 - 376

Отцовство и Сыновство тождественны сущности, тем не менее, Отец самым реальным образом отличен от Сына.Collapse )
Plumbum

Чего нет у Фомы Аквинского 3

Вопрос 12. Каким образом Бог познается нами. Стр. 115 -145.
В главах о боговидении у Фомы отсутствуют мистические интуиции свойственные подвижникам аскетам.
Размышления можно было бы продолжить в следующем мистическом русле. Тварный человеческий разум не может понять и познать всего сотворенного Богом, в том числе человеческую природу и сам человеческий разум как отдельного индивида, так и взятое все в целокупности. Следовательно, человеческий разум не может познать себя так, как он есть в бытии по причине того, что разум есть творение ограниченное, как своими собственными свойствами, так и промыслительным желанием Бога, согласно которому Создатель мог вложить в свое творение нечто непознаваемое тварное потаенно присутствующее в человеческой природе. Отсюда затруднительно мыслить невозможность тварного видеть нетварное в опыте видения человеком Бога, еще более затруднительно мыслить невозможность видения менее совершенным человеком более совершенной природы Ангелов.

Итак, человеческий разум в силу своей ограниченности доподлинно не может определить того, какие качества сотворил Бог в существе разумного человека, значит допустимо мыслить так, что менее совершенная природа человека имеет способность воспринимать и видеть более совершенную природу Ангелов, так и более совершенное нетварное в Боге.
Тварное Бог мог сотворить с тайными потенциальными и актуальными способностями видеть нетварное, либо эти способности Создатель мог прибавить по мере духовного возрастания человеческого индивида.


Так незнание человека меняется на знание, неведение на ведение и мрак на боговидение.